|
Новая школа атакуетданные от: 01.09.2009
В общем, вот это всё – олдскул, старая школа. На мой, не в меру прогрессивный, взгляд, нет ничего чудовищнее лыжника в комбинезоне, изображающего тройной твистер. Тем не менее, истоки ньюскула – именно в могуле. Спортсмены-профессионалы уровня олимпийских сборных, стоящие на лыжах едва ли не более естественно, чем без них, уставшие от строгости правил и отсутствия свежих веяний в спорте, начинают прыгать по-новому. Это настоящий фристайл, свободный стиль, а не его фисовская профанация.
Несомненно, один из источников свежего воздуха в лыжном фристайле – сноубординг. Да-да, именно он. Отрицать влияние сноуборда на ньюскул, по меньшей мере, глупо. Взгляните хотя бы на одежду прогрессивных райдеров – улавливаете общность с бордерами? И это далеко не единственная общая черта, роднящая бордеров с лыжниками. Лыжники взяли у бордеров лучшее, вторглись в их ареалы обитания, отобрав эксклюзив на раскатывание целинных полей, потеснив их в парках и в сердцах молодёжи. Именно из сноубординга органично заимствован основной критерий оценки совершенства катания – стиль. Стиль – основа фристайла, суть новой школы. Что такое стиль, как его определить? Легко сказать, когда его нет; хорошо видно, когда он есть; однако дать чёткое формальное определение стиля очень непросто. Но можно попытаться. Например, стиль – это когда сложнейшие прыжки выглядят так плавно и естественно, как будто они предельно просты, а райдер выполняет их без малейших усилий. Я могу определить стиль одним словом (правда, английским) – smooth… нет, smoooooth… да, вот так. Прыжок должен быть амплитудным, а вращение – плавным и мягким. Никаких резких движений. Лучше пролететь тридцать метров над транзитом, сделав огромный и плавный 360, чем судорожно крутить 1080, вытянув ноги в лэйаут и расставив руки в стороны. Знаете, сколько градусов навернул Майк Ник, взяв бронзу на WSI в 2002 году? Ни одного! Ноль! Правда, прыгал он из свитча, и в свитч, соответственно, приземлял. Это называется zero spin. За прыжок ставится две оценки – оценка за сложность, являющаяся объективной (тип вращения, грэб, свитч на вылете, приземлении, и прочее), и оценка за стиль, которая отчасти субъективна, однако, в случае профессионального и адекватного судейства становящаяся более чем объективной. Так вот, zero spin по сложности никак не мог конкурировать, скажем, с 1080 (хотя, на самом деле, технически zero spin очень сложен), однако оценка за стиль вывела этот прыжок на пьедестал. Райдеры непрерывно совершенствуют уровень катания, достигая всё большей естественности и чёткости. Ещё пару лет назад 1080 смотрелся чудовищно криво, а сегодня Дэвид Крайтон делает его из свитча, с огромной амплитудой и стильными грэбами. Года три назад лыжников гоняли из пайпа, обвиняя их в том, что они разбивают края – ведь у лыжников вдвое больше кантов. А сегодня лыжники соревнуются в гигантских суперпайпах, их вылеты чудовищно амплитудны, а стиль – мягок и убедителен, как чёрный бентли с полной тонировкой.
В то время как устоявшийся сноубордический фристайл выглядит всё более и более однообразно, постоянно прогрессирующие лыжи не перестают поражать многогранностью трюков. Фрирайд и фристайл взаимно диффундируют, сливаясь в единое целое – фрискиинг; легенда фрирайда Сет Моррисон крутит родео 7 со стофутовых скальных сбросов; стоявший у истоков новой школы фристайла Таннер Холл совершенствует своё катание в больших горах; Пьер-Ив Леблан убийственно стилен как в парке, так и в бэккантри. Внешний антураж, свойственный прогрессивному фристайлу, хотя и не является основной его составляющей, тем не менее, довольно важен. Райдер в свободных «сноубордических» штанах выглядит более стильно и естественно, чем в узком комбезе, не говоря уже о том, что такие штаны попросту гораздо удобнее. И я не могу объяснить, в чём здесь дело… стиль, понимаете? В ньюскул косвенным образом, через сноубординг, проникает энергетика молодёжной субкультуры, так ярко выраженная в скейтбординге и агрессивном инлайн-скейтинге. Хип-хоп, с его ритмикой, басами, и некоторой долей агрессивности, также кажется неотъемлемой частью фристайла, а энергетика этих двух явлений определённо имеет общие корни – стиль здесь решает всё. Не обходится и без некоторой доли свойственного хип-хоп культуре пафоса, вполне органично укладывающегося в общую концепцию стиля как основополагающего элемента бытия.
Не думаю, что ситуация «лыжного бума» когда-либо возникнет у нас в стране. Мы пережили это со сноубордингом, в конечном итоге получив некоторое количество райдеров приличного уровня. В отношении лыж сейчас полнейший информационный голод, который общими усилиями компетентных райдеров, преданных своему спорту, рано или поздно будет утолён. И тогда кто знает, что смогут показать наши молодые ньюскульщики на мировой фристайл-сцене. Автор: Кирилл Поваринцев Источник: www.ski.ru Комментарии с forum'а.sibnet.ru
|
|
||||||||||||||||||
|